Содержание статьи:
Основа любой удачной фотографии – хорошо подобранное освещение. Без него тускнеют цвета, меняются оттенки, теряется выразительность изображения – фотография становится плоской и неинтересной. Если днём на улице добиться хороших результатов не трудно, то съёмка в помещении, и тем более студийная, требует немалого профессионализма и качественных источников света.
Чего хотят новички
На вопрос о составляющих комплекта студийного света иногда затрудняются ответить даже фотографы со стажем. В лучшем случае последует пространный монолог, изобилующий техническими терминами и названиями брендов. В худшем неопытному товарищу посоветуют догадаться о том, что же ему нужно, самостоятельно, разобравшись для начала, как выставить свет в фотостудии, о чем читайте тут. Многие перелистывают сотни страниц на форумах и еще больше теряются в массиве информации. Единого, универсального совета или ответа попросту не существует! Но не стоит отчаиваться.
На самом деле всё достаточно просто. Для работы в студии, прежде всего, важны:
- достаточная мощность приборов,
- универсальность,
- невысокая цена.
Определившись с приоритетами, можно смело рассматривать вопросы о бюджете предстоящей покупки, модели фотоаппарата и собственных умениях.
Бессмысленно приобретать оборудование за несколько тысяч долларов человеку, впервые взявшему фотокамеру в руки!
Какой свет подходит
Свет бывает двух типов: импульсный и постоянный. Выбор источника света будет зависеть от фотоаппарата в руках фотографа.
Только постоянный свет нужен если:
- В наличии компактный фотоаппарат («мыльница»).
- Зеркальным пользуются исключительно в одном режиме – автоматическом и не планируют углубляться в изучение инструкций.
А вот импульсный свет (вспышка) подходит для тех, кто всерьёз изучает фотоаппарат и готов разбираться во всех тонкостях фотодела.
Цена и качество
Купить самое дорогое освещение для студии не всегда правильно. Помимо известных брендов на рынке присутствуют и малоизвестные производители, выпускающие качественный товар.
Функциональность прежде всего! Например, отсутствие регулировки мощности и возможности изменять её глубину отнюдь не компенсируется известным именем на корпусе. Современные осветители должны иметь глубину регулировки не меньше 1/128 (управление светом в пределах восьми диафрагм).
Для студийного освещения обычно выпускаются наборы трёх типов: для предметной съёмки, для домашней студии (переносной) и профессиональной (стационарной).
От теории к практике
Для работы в помещении потребуется не меньше трёх источников света (осветителей).
Базовых установок осветителей несколько:
- Заполняющее освещение выполняется посредством установки осветителя за спиной фотографа. Цель – убрать резкие тени.
- Рисующее освещение обеспечивается размещением осветительного прибора в метре или полутора метрах от снимаемого объекта (под углом в сорок пять градусов к фотоаппарату). Цель – придать форму, проявить объём. Важно выбрать точную высоту! Свет должен находиться немного выше головы объекта (или выше снимаемого предмета). Высокое размещение даёт тёмные тени (например, под глазами), искажающие формы лица. То же самое происходит и при низком размещении.
- Контровое освещение– наиболее эффектный приём фотографии, позволяющий выделить контуры модели (или предмета), придать им ореол или лёгкое свечение. Достигается размещением осветителя позади снимаемого объекта (угол 40-50 градусов). Устанавливается строго с той же стороны, что и рисующее освещение. Например, если рисующий свет справа, контровый тоже должен быть размещён справа.
- Фоновое освещение придает фотографии пространство и лёгкость. Можно использовать фотометрическую прямоугольную панель, излучающую постоянный свет. Такие панели отлично справляются с ролью вспомогательного освещения.
Что еще нужно кроме осветителей
Лучшие «друзья» осветительных приборов – софтбоксы. Эти рассеиватели из полимеров, которые благодаря своей форме, размерам и цвету способны смягчать освещение, придавая ему нужные оттенки.
- Небольшие используются в портретной съёмке и фотографировании натюрмортов.
- Средние подходят для портретов по пояс.
- Большие (в человеческий рост) – для семейных фотографий.
Софтбокс крепится непосредственно на осветитель (импульсную вспышку).
Зонт отражает свет и одновременно его пропускает. С помощью цвета зонта можно имитировать огонь, закат и достигать других интересных цветовых решений. Этот аксессуар самый дешевый и простой в использовании.
Отражатель (рефлектор) применяется для подсвечивания затемнённых участков. Представляет собой раму с полимерной тканью. Цвет может быть любым, но предпочтительней белый. Он самый универсальный и естественный для освещения – именно он позволяет незаметно разгладить морщинки на лице.
Потребуются штативы и держатели, желательно на колёсиках. Они необходимы и для маленькой студии.
Количество источников света
Для простой домашней фотостудии достаточно двух осветителей. Как правило, это лампы накаливания. С развитием осветительных приборов появился более экономичный варианты – светодиодные лампы, о которых можно прочесть тут. Они не только позволяют достичь отличного освещения, но и могут оснащаться дистанционными пультами управления и регулировки яркости, что очень удобно для создания подходящей атмосферы. Примеры использования:
- Придаём объем. Осветители вместе с белыми зонтами располагаются по диагонали. Рисующий слева, перед моделью. Заполняющий справа, сзади – свет направлен на фон.
- Естественная мягкость. Осветители вместе с белыми прозрачными зонтами располагаются слева и справа (под углом в сорок пять градусов). Если снимается только лицо, можно установить белый отражатель (дать его в руки). Этот приём помогает избавиться от теней в области шеи, под подбородком.
- Создаём силуэт. Осветители вместе с белыми зонтами находятся слева и справа, сзади снимаемого объекта, свет направлен на фон под углом в сорок пять градусов.
Мощность
Мощность осветителей важна для обеспечения корректной работы короткой выдержки при средних значения диафрагмы. Оптимальные значения для источников постоянного света – 250-500 В. Для импульсных источников достаточно импульса в 250 Дж. Таких показателей мощности вполне хватает для домашней фотостудии.
Гарантийное обслуживание
Гарантию на приобретённое оборудование можно получить только при покупке в магазине. Обычно срок гарантийного обслуживания составляет от 12 до 24 месяцев. Удобен в обслуживании Falcon. У этого бренда есть сервисные представительства в Москве и Санкт-Петербурге.
Что такое комплект
Чаще всего комплекты студийного оборудования используются для организации домашней или переносной фотостудии. В студийный комплект входит два-три источника света, штативы для их крепления, рассеиватель (софтбокс), дополнительные аксессуары: отражатели, цветные фильтры, фоны, сумки.
Falcon предлагает следующие варианты комплектации для домашней студии:
- Простой набор: две вспышки (SL-400), две стойки, два софтбокса и сумка.
- Расширенный: две вспышки (Falcon-Eyes DE‑300BW), две стойки, два зонта, один отражатель, коническая насадка, синхронизатор.
Варианты наборов студийного света от Grifon.
- Простой набор: две вспышки (SS-300DI, ведомые), два зонта, две стойки.
- Расширенный: две вспышки (RX-100 AXIO), два рефлектора, две стойки, два зонта, два кабеля для синхронизации.
Raylab предлагает купить комплект студийного света:
- Простой набор: два осветителя (Axio2 RX-100), две стойки, два зонта, два рефлектора, сумка.
- Расширенный: два осветителя (SPRINT II STD-300), два рефлектора, две стойки, софтбокс, зонт, сумка, пульт управления.
Более качественным считается осветительное оборудование от европейских производителей, хотя бюджетным его не назовёшь. Например, швейцарский студийный набор от Elinchrom обойдется в 40000 тысяч рублей.
Почему нужен готовый набор
Причин для выбора готового комплекта студийного освещения три:
- Отсутствие опыта. Новичок не знает, что именно должно входить в набор.
- Совместимость – дело тонкое. Достаточно ошибиться, например, в байонете вспышки и на неё не будут крепиться насадки (фильтры, софтбоксы).
- Цена на готовые наборы ниже, чем покупка всех приборов и предметов набора в розницу. Это учебный вариант, как «китовый» объектив. Научившись пользоваться освещением на таком наборе, фотограф при желании сможет его расширить, или частично заменить более дорогими составляющими. Учебный комплект обойдется в 800-1000 долларов.
Недостатки:
- К комплекту привыкаешь и не стремишься опробовать новое.
- Невозможно использовать более сложную световую схему.
Перспективный фотограф всегда стремится к укомплектованной, полноценной фотостудии. Это может быть как стационарное оборудование, так и мобильное.
В него обязательно входит три осветителя для создания полноценной световой картинки – это главная отличительная черта профессионального набора.
Однако, как бы ни хотелось начать с набора, в котором есть всё, осваивать студийную фотосъемку всё-таки лучше с простого оборудования. Учебный набор позволит усвоить азы студийной фотографии и стать настоящим профессионалом.
Оставить ответ