Световое оборудование для сцены. Как правильно выставить сценическое освещение?

спецэффекты для сцены

С помощью соблюдения принципов построения сценического освещения можно добиться ощущения, что вы находитесь в зале и наблюдаете театральное представление, даже если таких атрибутов на самом деле нет. Сценическое освещение очень важно, от него в прямом смысле зависит, в каком свете люди увидят артистов. Важно не только правильно разместить приборы, но еще и уметь ими управлять.

Принципы светового оформления сцены заключаются в следующих моментах:

  1. Свет является частью режиссерской постановки и также как музыка или игра актеров способен создавать эмоциональное воздействие на зрителя или существенно усилить его.
  2. Все декорации и актеры освещаются только спереди, при этом используется фронтальный свет максимально приближенный к естественному. Располагают приборы вне пределов сцены и зрительного зала.
  3. Осветительные приборы освещают только сцену и авансцену, и никогда зал, чтобы не ослеплять зрителя, не мешать наблюдению за происходящим и создать ощущение полного отсутствия зрителя.
  4. Основное освещение предназначено сохранять тени и цвета, задуманные по сценарию, а также четкую видимость между сценой и зрителем.

Фронтальное освещение состоит из:

  • верхнего, расположенного за выступами в потолке или в специальных помещениях;
  • диагонального, расположенного за выступами боковых стен или на оборудованных балконах и лоджиях залов ярусного типа так, чтобы угол падения света не превышал 40 градусов от края авансцены
  • нижнего, расположенного на краю сцены в рампе (стационарной или переносной).

Именно в рампе чаще всего располагаются приборы и с направленным светом.

Такой свет убирает контрастность, возникающую от остальных вдов освещения при условии, что рампа расположена не выше 1,1 метра от пола и высота сцены в пределах 60-70 см.

прожектор для освещения сцены

Диагональное освещение прожекторами с балкона

Освещение исполнителей, декораций и зрительного зала

Освещение больших залов, например концертных, не может обойтись без:

  • основного. Часто в театрах это массивная хрустальная люстра больших диаметров – она создает богатое светопреломление, благодаря чему все помещение наполняет блеском и создается торжественная атмосфера. Должна быть оснащена подъемно-опускным механизмом и системой дистанционного плавного управления уровнем света.
  • аварийного, запасного освещения от независимого источника питания, например, аварийного светодиодного светильника с аккумулятором;
  • подсветки выходов, пола вдоль стен, ступеней с торца, нумерации кресел.

Свет приборов по способу распределению делится на:

  • заливочный – для его создания используют светильники, колорченжеры, блиндеры;
  • точечный – создается следящими, безлинзовыми PAR или прожекторами с профилированием луча.

Основные варианты светового решения:

  • статическое – используется на концертах или во время театральных представлений, когда свет не должен быть основным в восприятии. Статический свет подчеркивает игру актеров, красоту костюмов и декораций или блеск инструментов. Он является неизменным только условно.
  • динамическое, предполагает постоянное изменение света и применяется на шоу, конкурсных программах, в перерывах между номерами для придания оживленности происходящим действиям и переключения внимания зрителя.
прожекторы для сцены

Освещение зрительного зала

Примеры освещения

Пример 1 освещения театральной сцены: Если используется единственный световой прибор, то для уменьшения теней и их резкости он должен быть очень мощным, с большим по размеру источником света и находиться на значительном расстоянии от сцены.

При этом изменение направления света будет невозможным так же, как и создание акцентов.

Если учесть, что пространство сцены условно разделено на области: авансцена (первый план), средняя часть (второй план) и задняя (третий), а также центр и бока, то получается матричная структура состоящая минимум из 9 участков. Для их полного освещения можно использовать любые комбинации освещения – это даст больше возможностей для получения желаемой световой визуализации. Правильной подсветкой заднего плана можно регулировать глубину сцены, сочетание заливочного света и подсветки проводят лучами с размытыми краями, а проекции и подсветки – с резкими контурами.

Пример 2 двухуровневого освещения зала для проведения конференции или творческих встреч, когда внимание должно быть сосредоточено на предэкранной зоне сцены и зале, так как возможно взаимодействие выступающего с аудиторией:

  • освещение занавеса на первом уровне заливающим светом с двух сторон сцены является обязательным в любом театре, так как убирает тени с кулис от верхнего освещения;
  • на втором уровне находится предэкранная зона – для нее используются 2 прожектора по сторонам и иногда 1 в центре (если есть возможность установки) на глубине 1/3 зала от экрана.

Основной подход к использованию множественных источников света – это создать световую основу сценического действия, и для отдельных сцен изменять освещение путем добавления источников света.

Виды световых приборов для сцены

Самое широкое применение находят прожектора, они имеют мощный световой поток и при этом хорошо создают и точечный и заливочный свет. Могут быть светодиодными и ламповыми. О светодиодных прожекторах подробно можно прочесть тут.  

Виды прожекторов для освещения сцены зависит от оптической системы:

  • со шлифованной линзой. Чаще всего это однолинзовый с цилиндрическими отсекателями света на выходе – как вариант верхнего освещения.
  • низковольтные с параболическим отражателем – для выделения конкретных элементов;
  • со сферическими отражателями – для первого и второго плана и кулис;
  • профильные с эллиптическими отражателями – подчеркивают рельеф декораций и лица людей;
  • для верхнего освещения чтобы ограничить попадание света в зал оптическую систему дополняют специальными диафрагмами и шторками.
световое оборудование для сцены

Театральный прожектор направленного света

В приборах с линзами можно регулировать фокус луча.

Все сценические осветительные приборы в зависимости от назначения можно разделить на:

  • динамические – световые «головы», световые пушки для сцены;
  • статические светильники для сцены: прожектор PAR представляет лампу в алюминиевом корпусе, в варианте LEDPAR используются светодиоды, LEDStagebar – это светодиодная планка для подсветки кулис. Основная характеристика: мощность ламп может быть до 1000 Вт.
  • фонового освещения: прожекторы, блиндера – для мощной заливки;
  • декоративные, например световые экраны для сцены;
  • для спецэффектов: стробоскоп предназначен создавать световые импульсы и регулировать их частоту (концерты, вечеринки); лазеры создают прямые лучи и могут создавать рисунки в воздухе; сканер создает быстро движущиеся по площадке узорные лучи с помощью их отражения в своей системе зеркал. В основном такое световое оборудование применяется для освещения дискотек, о чем подробно описано здесь.

Световые «головы» относятся к интеллектуальным приборам света, так как управляются через отдельный сигнальный кабель пульта управления, их корпус способен вращаться по вертикали на 306 градусов, а по горизонтали на 440. Они являются модификацией сканера с движущимся корпусом и разным светом: точечным, рассеянным или лучевым. «Головы» имеют более широкую область освещения, чем обычные сканеры. Располагают их в центре внизу или вверху сцены.

прожекторы для сцены

Световая голова

С помощью колорченджеров, прожекторов с автоматической сменой цвета, можно быстро менять цвета на сцене, в них возможна и фокусировка луча. Размещение они обычно имеют верхнее и боковое настенное.

Приборы для спецэффектов не предназначены подсвечивать сцену или актеров. Они создают шоу и кроме типа ламп характеризуются количеством создаваемых картинок.

Световые приборы также делятся на поддерживающие и не поддерживающие стандарт DMX.

Управление сценическим освещением

Для унификации управления приборами освещения разных производителей разработан стандарт DMX передачи данных между контроллерами и оконечным оборудованием. Протокол DMX512 позволяет управлять аппаратурой на большом расстоянии (до 100 метров), так как цифровой сигнал хорошо защищен от помех. Одно устройство может иметь несколько каналов DMX для передачи информации о: цвете, диафрагме, углах наклона или поворотов, скорости движения.

Аналоговые RGB-контроллеры могут быть:

  • с ПДУ RF – управление освещением на расстояниях до 100 метров без нахождения в зоне прямой видимости. Работает только от собственного радиопульта, что дает возможность использовать одновременно несколько разных контроллеров;
  • с ПДУ и инфракрасным сенсором – дает управление только в прямой видимости до 15 метров, легкое переключение готовых световых программ и взаимозаменяемость пультов;
  • многоканальные предназначены синхронизировать цветовые программы от разных устройств и запоминать эти программы переключения.

Использование пакетного реле позволяет управлять включением-выключением светового устройства, не поддерживающего стандарт DMX, с помощью DMX-контроллера.

Диммеры регулируют яркость света светодиодных ламп. К пакетным диммерам в виде электрических розеток подключают PAR прожекторы для сцены.

Футсвич-контроллер управляет доступом к конкретным опциям устройства с помощью педалей.

Оставить ответ